Johnny Lovesky
But there’s a light in the distance, waiting for me, I will wait for you. So get off your low, let’s kiss like we used to.
Решил сегодня поумничать, и поделиться опытом. Надеюсь, кому-нибудь данный обзор поможет с выбором, если он наткнётся на данный пост.

В интернете не очень много информации по настройке вокальных процессоров, что на зарубежных форумах, что на наших. На русскоязычных форумах чаще всего можно увидеть мнение и опыт использования только от людей, которые исполняют песни под «минуса», то есть без живого звучания группы. Но вот что делать вокалистам из рок-групп?

Сначала немного философии о том, зачем нужен вокальный процессор, и нужен ли он вообще.

И так, начнём с того, что у вас самая обычная группа. Вы не супер рок-звезда, выступающая на огромных концертных площадках, с очень дорогим оборудованием и первоклассными звукорежиссёрами. Конечно, легендарные вокалисты не использую напольные вокальные процессоры. Но! Заберите примочки у гитариста (гитарист в вашей группе, скорее всего, использует их штуки 3-4), он явно этому не обрадуется. А выжать хороший звук из обычного «комбика» не используя примочки под силу только очень хорошему музыканту.

Так вот, в чём моя идея (мысль, кредо): «Если гитаристам можно использовать различные примочки, то чем хуже вокалисты?» Лично я не мега-вокалист, и чтобы мой голос окреп, и пел, как надо пройдёт ещё много лет. Да и рок-звёздам тоже отстраивают голос с помощью эквалайзера, как минимум.

Вы репетируете на обычном оборудование, и зачастую отстраиваете себе голос сами, как вам нравится, добавляя различные эффекты и обработки\накладки. Но репетиции это одно (как правило, помещение в котором вы репетируете не очень большое), а вот живое выступление это уже совсем другое, так сказать со своими правилами. Если вы привыкли к звучанию своего голоса на репетиции и знаете, что и где надо подкрутить, то звукооператор нет. К тому же, зачастую «звукари» бывают не очень опытными. Если отстроить громкость всей группы ещё не так сложно, то отстроить отдельно вокал составляет определённые трудности, особенно если мы говорим о тонкой настройке (компрессор, эквалайзер). Я думаю, многие с этим сталкивались. Поэтому мои мысли по этому поводу такие: лучше взять всё на себя, то есть отстроить всё самому. А помочь вам должен в этом вокальный процессор.

Процессор не будет петь за вас. Если у вас нет слуха и поёте вы мимо, то, увы, вам он ничем не поможет. Хотя в современных процессорах и имеется Auto-tune, он же Pitch Correct и с его помощью можно схитрить, но об этом позже…

Подключение.

Правильное подключение – это самое важное. Ну, для начала нужно сообщить местному «звукарю» (если он имеется) о том, что вы собираетесь использовать процессор. Как правило, они не очень любят процессоры и на это есть свои причины. Точнее одна - они «фонят». Если говорить грамотно, то процессоры выступают в роли предусилителей, и выдают более сильный сигнал, нежели просто напрямую подключённый микрофон.

Решение простое – грамотная настройка.

И, так, начнём с подключения…
Использую я процессор Boss VE-20. Стандартный процессор, со стандартным набором функций: Компрессор (Dynamics), Pitch Correct, Pre-amp (он же эквалайзер), Гармонайзер (Harmony), Delay и Reverb (можете найти подробное описание данного аппрата на просторах интернета). Так же есть аналогичные модели от производителя TC Helicon в той же ценовой категории. Достоинства и недостатки у каждого свои, но сейчас не об этом.

В настройках звука можно выставить один из трёх вариантов вывода: Mono, Stereo и Mono\Dry. Самый оптимальный и безопасный для нас будет вариант Mono\Dry. Объясню, у всех нормальных процессоров предусмотрен данный вариант вывода звука. Для чего? Как правило, на нормально оборудованных площадках для выступления имеются напольные мониторы для вокалистов, чтобы они могли слышать себя. Так вот, для монитора рекомендуется подавать необработанный сигнал (Dry), а уже по второму кабелю обработанный в колонки, которые направлены в зал. Прежде чем подавать звук, обязательно убедитесь, что сигнал от микрофона до процессора не превышает оранжевой отметки при усилении вашего голоса физически (вывод звука на монитор и колонки, тоже должен быть отключён). Если показывается красная шкала, уменьшайте входную чувствительность. И обязательно «звукарь» должен выставить все настройки в «ноль» на пульте (Gain, EQ, компрессор и т.п.) и убрать все эффекты (Delay, Reverb). Иначе всё будет очень печально – возникнет обратная связь (feedback), проще говоря, всё» зафонит». Очень неприятный звук. Правильное подключение и настройка поможет вам избежать этого. Главные вещи, которые будут влиять на возникновения обратной связи: Gain (чувствительность) и компрессор. Gain увеличивает область захвата звука с микрофона, то есть поймать петлю обратной связи ничего не стоит при очень высокой чувствительности. И компрессор… С ним сложней. Но есть решение.

Не всегда можно побороть обратную связь грамотным подключение и настройкой. Может получиться так, что увеличивая громкость по необходимости, она начнёт появляться. Вы убираете громкость – становится слишком тихо, и вы себя не слышите. Замкнутый круг. С обратной связью вам помогут справиться в первую очередь микрофоны с устойчивостью к ней. Но этого не всегда достаточно. И в таких случаях нам помогут, так называемые Anti-feedback устройства (антифонилки).

Я перерыл кучу сайтов, но в адекватной ценовой категории я нашёл только одно решение – TC Helicon Voicetone Correct XT. Данное устройство сочетает в себе Компрессор, EQ, Anti FB и Pitch Correct. Я без проблем смог использовать его в связке со своим вокальным процессором Boss VE-20. Важно: в VE-20 настройку MicSens обязательно выставляем на минимум (в процессорах других фирм должны быть аналогичные входные настройки, ставим так же их на минимум).

Получается такая схема:
Микрофон->Correct XT->VE-20->пульт->колонки.

С обратной связью справляется сей девайс просто на раз. Я специально стоял на расстоянии вытянутой руки возле колонки. Наклонялся чуть ближе. В общем проверка была в максимально экстремальных условиях. Очень рекомендую данное устройство.

В итоге я использую Correct XT как компрессор, EQ и антифонилку, сигнал уходит в VE-20. Из него по одному кабелю сигнал без обработки самого VE-20 уходит в монитор, а по второму обработанный сигнал с Delay, Reverb и двойным вокалом (к примеру) уходит уже в колонки, смотрящие в зал.

Стоимость, конечно, такого решения при нынешнем курсе доллара за Correct XT и VE-20 (или же его ценовой аналог) вместе составит около 30 тысяч рублей. Это единственный минус.

Pitch Correct (PC).

Чуть-чуть отдельно про эту функцию. Вообще, у профессиональных вокалистов использование данной возможности на живых выступлениях считается плохим тоном. Но бывают разные ситуации: устали или просто не в голосе. PC автоматически корректирует ноты вашего голоса на ближайшие полутона. При использовании данной возможности можно заметить некий эффект хоруса (chorus). На самом деле это не так. То, что вы слышите это на самом деле ваш голос в голове и исправленный голос из колонок (монитора). Тут интересный момент, как только вы перестанете слышать эту асинхронность, это значит, что вы поёте как надо. То есть, pitch correct в какой-то степени может помочь вам в практике вокала.

В общем-то, всё :)

@темы: Feedback, Boss VE-20, TC Helicon Correct XT, вокальные процессоры